Поиск

Желтое

Ольга Александровна Федорова


О. А. Федорова связала не одну уникальную паутинку. Ее двухцветный ажурный платок экспонировался в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Один из них изготовлен из двадцати пяти разноцветных клубков. Участвовала она и в международной лейпцигской ярмарке в 1986 году, где демонстрировала технологию вязания оренбургского пухового платка.

 Из интервью Струздюмова Николая с Федоровой Ольгой Александровной:

«Родилась я в Желтом, а там у нас сроду вязали, больше всего паутинки. Издавна вязали ажурные паутинки. И мама моя вязала, и бабушка, и прабабушка – все… Бабушка еще помнила время, когда по селам купцы ездили, платки скупали. После революции у нас открылась пухартель, и бабушка туда стала относить платки. А мама всю жизнь туда вязала. 

Мама с бабушкой и меня приучили. Правда, вязать сначала не заставляли, но зато пух перебирать, от волоса очищать да чесать – это уж мне вменили в обязанность. Потом я и за вязание сала браться. За паутинки, конечно. Вывязывала в первое время, помню, «Куриные лапки», через пятнадцать простых петель. А мама либо бабушка посмотрят, бывало, и скажут: «Ну, вот так и вяжи». У меня зрительная память была отменная: посмотрю – сразу запомню, будто сфотографирую. Вот так и проходило детство – школа, работа по хозяйству, а как время свободное выпадало, мать напоминала: «Ты садись, дочка, да повяжи». В пятом классе она самостоятельно стала вязать вполне «взрослые платки». По окончании школы не удержалась от соблазна: уехала в Оренбург.  Закончила курсы кройки и шитья. Однако в городе не прижилась, вернулась в родное село. Вскоре пошла устроилась в желтинскую пухартель. Там ее приветили, объяснили, как и что, какие у них требования. А дальше пошло обычным путем: дали белый пух, дали шелк, ознакомили с заданием. Стала Ольга Александровна комбинатской вязальщицей ажурных платков. Уже на втором году работы ее попросили связать платок на областную выставку.

Для первого выставочного платка она обрабатывала пух с исключительным тщанием, нить напряла с особой тониной, ровнотой. Паутинку связала по новой композиции и  большую – метр восемьдесят на метр восемьдесят. Размер был задан большой, при каком напрашивался пятикруговой платок. Она стала делать в один круг. В уголках поместила по три ромба. И зубчики усложнила, пустила по ним пилки в два ряда, остриями друг против дружки. Паутинка казалась как бы в кружевцах, много в ней было своих узоров. Когда она принесла его в пухартель, даже старые и опытные вязальщицы подивились. Со всего села приходили люди посмотреть на эту работу. Платок занял второе место по области при самом первом участии молодой вязальщицы на выставке. С того времени минули десятилетия. В селе Желтом ценят ее до сих пор по достоинствам платка, впервые связанного на областную выставку.

После того как Ольга Александровна  впервые выставила свой платок, ей предложили работать в конторе желтинской пухартели (с 1961 года – желтинское  пуховязальное производство) – принимать платки, выделять лучшие, выбраковывать худшие. Более пяти лет прошло в гуще артельских дел, но свое рукоделие она не забрасывала. В то время молодой приемщице платков из Желтого предложили должность инженера по качеству в производственном аппарате комбината. Теперь она отвечала за качество изделий, принимаемых от вязальщиц всей области. С годами росла известность комбината, платки выходили все совершеннее. Больше внимание стало уделяться художественной  стороне дела. Работа с начинающими вязальщицами требовала все больше времени. Ольге Федоровой предложили новую должность – художника. И стала она разрабатывать внедрять в пуховязальный обиход новые рисунки и узоры. Платки комбината выставлялись на республиканской выставке «Россия – 5», где вязальщицы комбината были награждены дипломом Министерства культуры РСФСР  и Союза российских художников. Четыре года спустя комбинат участвовал на выставке Академии художеств СССР. Были направлены белые паутинки пяти лучших желтинских ажурниц. Всем им были вручены дипломы Академии.

Платки комбината выставлялись на различных международных выставках и ярмарках – в городах Лейпциге, Варшаве, Париже, Токио, Будапеште, Гаване, Брюсселе, Салониках, Кабуле, Тегеране, Лиссабоне, Нью-Йорке. И всюду они получали восторженную оценку самых привередливых знатоков.


FORM_HEADER


FORM_CAPTCHA
FORM_CAPTCHA_REFRESH