Поиск

Желтое

Федоров Е. С.


Ермолай Степанович Фёдоров (1903-1938) стал создателем самого большого платка, связанного на жёлтинском промысле в XX веке. Был он регентом Жёлтинской церкви, относился к сельской интеллигенции и манерой разговаривать, держать себя и одеваться заставлял многих подражать ему. От природы имел безупречный музыкальный слух и хороший голос, пел замечательно. Это и сыграло в жизни Фёдорова роковую роль.

На церковное жалованье прожить было трудно. Поэтому, как только в 1927 году в Жёлтом организовалась пухартель,  Фёдоров стал одним из первых её членов. Вязанием он занимался днём, а утро и вечер проводил в церкви, занимаясь с хором. Ольга Александровна Федорова, потомственная мастерица, член Союза художников Российской Федерации, его племянница, рассказывала: «Он любил вязать в саду. У них за домом был яблоневый сад с ульями.  Ермолай Степанович сядет под весеннее солнышко, пчёлы жужжат, птицы поют, яблоневый цвет кругом, а он как бы и не работает. Со стороны смотришь, а спицы в руках словно замерли, просто хорошо человеку на белом свете. Но нет, двигаются иглы, не так размашисто, как у всех, а только самые кончики, петельки у него уж больно маленькие,  как бисеринки».

Такой «бисерный» платок на 1000 петель связал всем на удивление Ермолай Степанович. Увезли чудо в Оренбург, и чьи плечи окутал платок,  мы не знаем, хотелось бы только,  чтоб не жены того партийного работника, легко распорядившегося жизнью его создателя. «Предложили дяде Ермолаю петь в хоре театра музыкальной комедии, да не захотел он»… Отказа поменять церковный хор на опереточный в 30-е годы было достаточно для специального постановления тройки УНКВД.  Через год пришло родным из Кемерова, места заключения Е.С. Фёдорова, извещение о смерти мастера. В 1964 году получила семья справку, что дело в отношении его пересмотрено и прекращено «за отсутствием события преступления». Так и написали – «события», потому что не только состава преступления, но и самого события не было, а талантливого человека в 35 лет не стало…

И всё-таки вязание платков – женское занятие. И примеры мужского мастерства, как исключение из правил, подтверждают истину. Они, как драгоценные бусины в цепи истории нашего знаменитого, женщинами прославленного промысла, останутся одиночными, но яркими фактами. А роль мужчин – прославлять его в песнях, стихах, литературных произведениях, что делали они, и очень талантливо, уже не раз.

 


FORM_HEADER


FORM_CAPTCHA
FORM_CAPTCHA_REFRESH