Поиск

Желтое

Желтое - столица пуховязания


В селе Желтом занимались пуховязанием со времени основания. Оно возникло как военное поселение в связи с созданием по Уралу и Сакмаре военно-охранных линий. Казаки несли военно-охранную службу. Женщины работали по хозяйству и вязали различные вещи из шерсти и козьего пуха.

Начиная со второй половины XIX века, пуховязание настолько усовершенствовалось, что стало художественным промыслом. Желтинское пуховязальное производство было единственным в стране, где вязали исключительно белые ажурные паутинки из пуха оренбургских коз. Они легко проходили через обручальное кольцо, хотя размеры имели немалые.

Более 30 лет возглавляла Желтинское пуховязальное производство Елизавета Николаевна Каташевская. Все  эти годы производство занимало одно из призовых мест на областном комбинате оренбургских пуховых платков и более чем на полмиллиона рублей ежегодно выпускало в свет свою воздушную, теплую и красивую продукцию.  

Отсюда родом пуховязальщицы, чье мастерство известно за пределами области.  Среди них - Ольга Александровна Федорова, Фардана Шарафиевна Шафикова, Гавгар Гимадеевна Ишмухаметова. Они стали мастерицами «Золотые руки», обладателями дипломов Академии художеств. Платки этих мастериц не раз демонстрировались на внутрисоюзных выставках и за границей. 

Федоров Е. С.


Ермолай Степанович Фёдоров (1903-1938) стал создателем самого большого платка, связанного на жёлтинском промысле в XX веке. Был он регентом Жёлтинской церкви, относился к сельской интеллигенции и манерой разговаривать, держать себя и одеваться заставлял многих подражать ему. От природы имел безупречный музыкальный слух и хороший голос, пел замечательно. Это и сыграло в жизни Фёдорова роковую роль.

На церковное жалованье прожить было трудно. Поэтому, как только в 1927 году в Жёлтом организовалась пухартель,  Фёдоров стал одним из первых её членов. Вязанием он занимался днём, а утро и вечер проводил в церкви, занимаясь с хором. Ольга Александровна Федорова, потомственная мастерица, член Союза художников Российской Федерации, его племянница, рассказывала: «Он любил вязать в саду. У них за домом был яблоневый сад с ульями.  Ермолай Степанович сядет под весеннее солнышко, пчёлы жужжат, птицы поют, яблоневый цвет кругом, а он как бы и не работает. Со стороны смотришь, а спицы в руках словно замерли, просто хорошо человеку на белом свете. Но нет, двигаются иглы, не так размашисто, как у всех, а только самые кончики, петельки у него уж больно маленькие,  как бисеринки».

О династии потомственной вязальщицы Гумеровой Р. С.


Гумерова Р. С.Знаменитая вязальщица Ишмухаметова Гавгар Гимадеевна родилась 15 декабря 1921 года в селе Желтом. Она была старшей дочерью в семье. Вязанию ажурных платков научилась у своей мамы Закиябану Халиуловны, которая вступила в желтинскую артель сразу после ее открытия. После окончания 4 классов Гавгар Гимадеевна стала главной помощницей мамы. Спустя годы она встретила свою судьбу - Мусаева Сахаба Фахрутдиновича. Его любили и уважали односельчане. Он был участником Великой Отечественной войны, добрым и порядочным человеком. Семья никогда ни в чем не испытывала нужду, потому что много трудилась. Сахаб Фахрутдинович более 40 лет проработал механиком на желтинской нефтебазе. Гавгар Гимадеевна все годы жизни посвятила пуховязальному промыслу. Ее работы хранятся в Оренбургском музее изобразительных искусств. Свое мастерство она передала дочерям, которые дорожат пуховязальным мастерством своей семьи. Сахаб Фахрутдинович и Гавгар Гимадеевна вырастили трех дочерей и сына.

Ольга Александровна Федорова


О. А. Федорова связала не одну уникальную паутинку. Ее двухцветный ажурный платок экспонировался в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Один из них изготовлен из двадцати пяти разноцветных клубков. Участвовала она и в международной лейпцигской ярмарке в 1986 году, где демонстрировала технологию вязания оренбургского пухового платка.