Поиск

Платочные узоры


Оренбургское пуховязание – это ряды двухстороннего платочного вязания с вариациями накидов. В процессе изготовления платка используются классические приемы, известные всему миру, рисунок ажурного переплетения  образуется за счет простых накидов. На протяжении веков рождались и совершенствовались оренбургские узоры. Заслуживает внимания запись, сделанная в отчете губернатора за 1885 год: «Рисунок вязки, по большей части, представляет плод личной изобретательности самих вязальщиц… или же они пользуются традиционными рисунками, переходящими по преемству от поколения к поколению». «Что касается узоров, - отмечала в своем отчете С.А. Давыдова, - то употребляются они большей частью старинные. В редких случаях мастерицы сами придумывают новые. Такое отношение пуховниц  можно только приветствовать, т.к. оно помогает сохранять оригинальность и самобытность в узорах вязаных платков».

Сегодня на промысле сложилась единая система узоров и мотивов. Она и определяет общность всего искусства оренбургского пуховязания, его художественно-технические традиции.

Основу узорообразования в оренбургском вязании составляют единичные элементы: «пшенка», «горох» («лущеный горох»),  «рыбка», а также «мышиный след», «кошачьи лапки», «соты», «косорядка» («косые рядочки», «перекосики»), «глухотинка».

«Глухотинка» - один из самых любимых узоров вязальщиц. «Глухотинка» означает - «глухая ягодка». «Глухой ягодой» называли в народе ягоды черного цвета: глухая смородина, т.е. черная смородина, глухая малина, т.е. ежевика. Именно они и явились прототипами этого красивого узора.

Достаточно посмотреть на узоры  и услышать названия, чтобы по достоинству оценить наблюдательность и точность народных определений. Названия каждого узорного элемента даны по внешнему сходству с природными образами и мотивами. Коллективное творчество объединило символы и названия в органичное целое.

Сочетания первичных одиночных элементов могут быть выполнены в виде «дорожек», «цепочек», «змеек», «пилок». Из них можно составлять узорные фигуры: «шашки», «окошечки», «пряники», «печенье», «гармошки», «самоварчики». Один из узоров в этом ряду называется «корольки». Сегодня значение слова «королек» забыто.  Изначально им называли зерна бисера или шарики ювелирного производства для бус. Оренбургский узор «корольки» действительно напоминает легкое, нарядное «корольковое ожерелье» из маленьких круглых бусин, что вновь удивляет точностью народного названия.

Характер расположения фигур на фоне плата поясняется у мастериц словами «рассадные», т.е. разбросанные или «сплошные». Следующую, третью группу узоров составляют сложные комбинации (мотивы), в которых используются несколько элементов или их сочетания: «бантики», «снежинки», «деревчики», «встречные пилки», «садики».

Таким образом, ажурный узор оренбургского платка разрабатывается по принципу последовательного усложнения: первичный элемент, затем комбинации из него и далее – создание сложных сочетаний (мотивов). Все это создает великое множество узорных рисунков ажурного оренбургского пуховязания, его богатый образный язык. Например, мотив «пилки» может быть выполнен из любого элемента первой группы, а «встречная пилка» - из двух элементов по выбору. По своему желанию мастерица могла поместить между «пилками» безузорные ромбики или ромбики с узорным центром. Вариантов для разработки мотива достаточно много, что позволяет всякий раз выбирать новый, который подскажет творческая фантазия мастерицы.

Сегодня, как и много лет назад, вязальщицы выполняют платки по памяти. Им не нужны заранее нарисованные рисунки и схемы. Ремесленные основы вязания узорного платка отточены и целесообразны. Исполнение платка превращается в творческий процесс, в котором на основе узорных элементов каждый раз рождается неповторимое произведение.

Галерея узоров


FORM_HEADER


FORM_CAPTCHA
FORM_CAPTCHA_REFRESH