Поиск

Петровское

Петровская пухартель


В  начале XX века в Саракташском районе существовали старейшие пуховязальные артели: Жёлтинская, Никитинская, Вязовская, Каменская, Пречистинская, Петровская.Рабочие пухартели

В селе Петровском в то время  работало пять артелей: пуховязальная, артель шорников, артель инвалидов, артель кожевников, артель масленщиков.

Устав Петровской пухартели зарегистрирован в 1928 году. У истоков  создания пухартели стояли местные вязальщицы: Апёнова Елизавета, Сапрыкина, Свешникова, Мензелинцева. Они организовали издательство газеты «Игла», а сами стали «ядром» пухартели.

Тогда в Петровскую пуховязальную артель входило 200 человек, и оборотный капитал составлял три тысячи рублей.

minit8В военные и послевоенные годы в пухартели работали мастерицы-надомницы из окрестных сёл: хутора Петровского, села Андреевки, деревни Богородской. Работницы ходили в село Петровское пешком за 3-5 километров, чтобы взять пух и пряжу для работы или сдать готовую продукцию. Особенно тяжело им было в зимнюю пору. Снега было много, морозы стояли лютые. По дороге в село приходилось  обматывать колени мотками пряжи, чтобы не замёрзнуть.

В послевоенный период Петровская пуховая артель преуспевала. Так, в 1945-1946 годах за работу пуховницам было вручено три областных премии. В 1949 году артель была награждена областной премией в 13000 рублей и переходящим Красным знаменем. В 1950 году артель получила вторую премию в 6000 рублей и Знамя пухового союза. В 1951 году пухартель получила третью премию.

Петровская пухартель – одна из лучших пухартелей района. Ежегодно она выполняла и перевыполняла годовое задание, а оно с каждым годом всё увеличивалось. Так, в 1945 году артель имела годовое задание в 300 платков, а в 1961 году годовое задание артели составило 4620 платков.

В 1957 году петровские пуховницы впервые освоили вязку ажурных платков (паутинок).

В 1961 году  в артели числилось 164 производственных работницы, которые успешно выполняли план. За год связывалось полных платков 1000 штук ручных и 3550 машинных. Всего 4550 штук. Пуховязальщицы работали по 8 часов и зарабатывали в среднем по 350 рублей. Заведующей пухартелью долгое время работала Евтюхина Федосья Константиновна.

Петровская пухартель была участницей Брюссельской выставки пуховых платков. Пуховяхальщицы Елена Рожнова и Акулина Гребцова были награждены денежными премиями.

Сколько кропотливого, напряжённого труда вкладывали мастерицы пухового платка в его изготовление.

Домашняя работа, как известно, - самая трудная, хлопотная, пожирающая уйму времени, в то же время самая невидная. Тут не так-то просто выкроить часы для сосредоточенного уединённого труда. Они выкраивали. Усаживались и брались за пух. Выбирали из него волос, раздёргивали, прочёсывали на гребёнке, очищали от мелкоты и перхоти – в общем, обрабатывали, пока он не превращался в длинные, пушистые, нежные волокна. Эти пуховые волокна начёсывали в небольшие «куфточки». Затем пряли – тоже тонкая, не простая работа, особенно  для ажурных платков. Потом «ссучивали», то есть скручивали пуховую нить с основной – шёлковой нитью или «бумагой». А уж потом садились и вязали. Требования к качеству готового платка были велики. В принимаемом платке всё должно было соответствовать высокому уровню: размеру, весу (достаточно ли вложено пуху), плотности вязания, тонкости и ровности пряжи, сложности рисунка. Не допускались в платке искажения.

В конце пятидесятых годов в Петровском производстве пуховых платков работало около сотни мастериц-надомниц. Здесь они получали середину платка машинной вязки и сырьё для обвязки. И начиналась работа. Надо было перебрать пух, удалить из него волосы, покрасить, спрясть, соединить с хлопчатобумажной ниткой.Коллектив Петровской пухартели

Основная работа начиналась тогда, когда приступали к обвязке платка – вязке каймы. Надо быть художником, чтобы, скажем, естественный узор Деда Мороза с окон переложить на платок. Мастерицам это легко удавалось. Старожилы говорят, что искусные мастерицы   вывязывали на своих платках даже Кремль.

Любой платок, связанный руками Марии Григорьевны Егоровой был настоящим произведением искусства. Она умело располагала лепестки, звёздочки, кубики и ромбики на кайме, сплетая сказочный рисунок.

Уторина Ксения

Высоким мастерством обладали пуховницы Елена Рожнова, Зинаида Сурина, Таисия Егорова, Юлия Шалдаева, Анастасия Лунёва, Мария Тымицкая, Нина Вишнякова, Анна Егорова, Ксения Абрамова, Мария Заиграева, Ольга Жёлтикова, Екатерина Абрамова, Мария Леванова, Антонина Курносова, Антонина Попова и десятки других.

Абрамова ЕкатеринаВязанием ажурных платков занимались Куракина Надежда, Шмойлова Зоя и Медведева Нина. Их тонкие паутинки  светились, как прозрачная паутина. Для паутинок использовался специальный белый пух.

Платки надомницам помогали вязать в семье другие члены семьи: мужья, дети. Старшие чесали пух, а дети выбирали волос.

Петровские пуховязальщицы боролись за красоту рисунка, качество продукции. План выполнялся на 115 %. Выполнялись задания и по ассортименту.

Работники пухартели


Часто мастерицы собирались в цехе, где, не прекращая работы, слушали беседу или громкую читку газеты. Здесь женщины вели разговоры о том, как сделать платок красивым,  теплым и прочным. 

Все желали, чтобы слава об оренбургском пуховом платке шла  дальше, и люди складывали о нём новые песни.Петровских мастериц награждали не только медалями и грамотами, но и отрезами на платье, шёлковым полушалком (тогда этих вещей не было в магазинах). Мастериц поощряли денежными премиями, а лучшим работницам производства Егоровой Марии Григорьевне, Тымицкой Марии и Егоровой Анне Дмитриевне была предоставлена возможность отдохнуть в Оренбургском доме отдыха по путевке.

В деревенской избе по стенам стоят стулья, топится русская печь, трещат дрова. Высматривая причудливые узоры на стёклах окон, мастерицы отражают их в рисунках своих платков. Об этом один из современников писал: «Рисунок вязки по большей части представляет плод личной изобретательности самих вязальщиц, прибегающих иногда к недостаткам других образцов, к копированию снеговых узоров на полузамёрзших окнах своих жилищ». Часто вязание сопровождалось пением песни. Сначала песня начиналась в один голос, потом её ровно подхватывали все присутствовавшие. Нередко вели беседу, которая коротала время, или сказки-присказки рассказывали, делились своим девичьим, вдавались в воспоминания. Говорят, вязание во многом зависело от настроения,  какое настроение, таков и платок.

Пуховязальная артель  работала в селе Петровском до 1992 года. После ее закрытия в сельском доме культуры была выделена комната, где мастерицы брали работу на дом и сдавали продукцию, которую отвозили в посёлок Саракташ. Всё меньше и меньше становилось мастериц-ручниц. У молодёжи появились другие интересы: телевизор, компьютер, спорт.

Свое мастерство петровские пуховязальщицы не передали своим детям и внукам.

Сегодня вязанием пуховых платков в селе Петровском занимаются немногие.

Народный промысел пришел в упадок. И это не может не тревожить.

Поэт Д.Паттерсон написал замечательные строки об Оренбургском пуховом платке:

Признаюсь вам,

                      что есть тому причина,

что трепетно держу я

                              на весу

платок таинственный, как паутина,

в оренбургском утреннем

                                        лесу.

Мне чудятся берёзовые чащи,

и шорох трав степных,

                               и облака,

свечение реки и эти

                                пашни –

в озвученной воздушности

                                      платка.

И где-то голубые

                                 травы косят,

и совершают в космосе

                                        витки.

А женщины моей России

                                           носят

спокойные пуховые

                                        платки.

И как-то по-особому возвышен,

дышу естественно и

                                        глубоко,

хотя и хорошо о том

                                  наслышан,

что раздобыть его

                                   не так легко.

Приеду с драгоценною

                                          обновой

И эту несравненную красу –

Оренбургский,

               дымчатый,

                         пуховый

платок в подарок маме

                                привезу.

В настоящее время платок хорошего качества в селе Петровском – большая редкость. А ведь красота, пришедшая к нам из прошлого, должна жить многие века
.


FORM_HEADER


FORM_CAPTCHA
FORM_CAPTCHA_REFRESH