Поиск

Черкассы

Из истории основания


(Из публикаций заслуженного учителя РФ, лауреата Шолоховской премии «Они сражались за Родину», Почетного гражданина Саракташского района  М. М. Чумакова)

В конце весны 1835 года на берегу Сакмары остановилось несколько повозок, запряженных быками и груженых житейским скарбом. Это был обоз крестьян-переселенцев из двух смежных губерний – Харьковской и Курской.

Прибывшие поселились на месте бывшей татарской деревни, жители которой в 1821 году после зачисления в казаки переселились в станицы Гирьяловскую и Никольскую.  Избранное место оказалось благоприятным: к югу простирались черноземные степи, в пойме реки – заливные луга и приречные леса. Имена переселенцев неизвестны, но старожилы по рассказам своих дедов и отцов называют одними из первожителей Никифора Чумакова и Афанасия Светлова. Неоспоримо, что первыми сюда прибыли предки современных черкасян - Чумаковых, Граборевых, Шевцовых, Кучеровых, Гарбузовых, Шириных, Базаровых, и др.

Любопытна история происхождения топонима села. Оно пришло из глубины веков. Киевские князья для защиты Руси от набегов кочевников привлекали тюркскую конницу. Позднее в благодарность за верную службу тюрков был воздвигнут на Украине город Черкассы. В переводе с тюркского языка его название означает «люди армии». В момент основания деревни уже был поблизости населенный пункт с названием Черкассы (современное село Новочеркасск Саракташского района), то ее назвали Новочеркасской. Со временем названия поменялись: Черкассы стали Новочеркасском, а деревня Новочеркасская – селом Черкассы.

По рекам Урала и Сакмаре в ту пору проходила укрепленная пограничная линия с Красногорской, Воздвиженской и другими крепостями и редутами. Население, здесь проживавшее, с разрешения правительства начали зачислять в казачество. На 1 января 1842 года были намечены, а 24 ноября того же года приказом №169 по Оренбургскому казачьему войску и зачислены в казаки 516 душ деревни Новочеркасской. Казаки Новочеркасского поселка несли погранично-кардонную дозорную  службу с пикета, на Маячной горе, привлекались в дозоры и разъезды, посылались в походы…

Из истории пуховязального промысла


Материал собран ученицей Черкасской СОШ Беловой Екатериной под руководством учителя истории Сушко Л. В.

В казачьем селе Черкассы мужчины несли военную службу, а женщины «казачки» вели домашнее хозяйство, занимались земледелием, воспитывали детей. Пуховязальное ремесло они переняли у жительниц соседних сёл Воздвиженка и Жёлтое.

Долгие годы накапливались художественные приёмы вязания, рисунки. Со временем сложились целые династии вязальщиц.

С той поры передается пуховязальный промысел в селе Черкассы из поколения в поколение от матери к дочери, от свекрови к снохе.

Черкасская артель

Для многих женщин села Черкассы вязание было любимым делом. В то время знаменитый Оренбургский комбинат пуховых платков открыл во многих сёлах Саракташского района «пуховые артели». Такая артель появилась в 1960 г. и в селе Черкассы. Она располагалась на улице Фрунзе. Работницы артели получали сырьё - пух, бумагу, а дома вязали платки, которые поступали на комбинат. У работниц был свой план, от которого зависела зарплата. Артель росла, расширялось производство. В 1977 году Черкасская артель справила новоселье – переехала в новое здание (ныне это жилой дом).

Пилюшенко М. И.


Пилюшенко Мария Ивановна - известная мастерица. Родилась она в 1929 году в селе Черкассы. Вязанию платков научилась у своей тёти Чумаковой Ирины Константиновны.

Чумакова И. К.

Однажды на одном из платков Чумакова Ирина Константиновна вывязала Кремль. Платок был отправлен в Москву. За своё мастерство Ирина Константиновна была награждена орденом.  «Давно умерла тётка Арина. Я переняла от нее многое. Она научила меня различным узорам: ёлочки, лапки, гребешки» - вспоминает с любовью Мария Ивановна. Бережно хранит она фотографии своей учительницы.

Пилюшенко М.И.

Сама Мария Ивановна начала работать в пуховой артели в 1960 г. За годы работы она всегда выполняла месячный план на 150-180%. Мария Ивановна не довольствовалась стандартными узорами, так как стремилась к поиску своего стиля. В Москве на выставке ажурных платков она заняла 1-е  место. На выставках в городе Новосибирске  Новосибирское общество художников неоднократно награждало Марию Ивановну премиями.

За подлинное мастерство Мария Ивановна награждена медалью «За доблестный труд», значками «Мастер - золотые руки» (1976г.), «Мастер-художник высшего класса»(1978 г)., почётными грамотами, ценными подарками.

 Диплом "Мастер-художник высшего класса"Диплом "Мастер-художник первого класса"

Почетная грамота


Искусством вязания Мария Ивановна щедро делится с соседями и односельчанами. В свое время она передала свой художественный опыт  дочери Антонине, внучкам Татьяне и Светлане, снохе Валентине.

Несмотря на то, что Марии Ивановне сегодня за 70, она по-прежнему увлечена пуховязанием, и любезно показывает процесс производства начинающим. 

Сноха Валентина с улыбкой рассказывает: Иногда проснешься заполночь, а в комнате мамы горит свет. Смотришь, она распускает вязание, начатое вечером, значит, придумала более красивый узор. Мне всегда не терпится увидеть, как ее новый узор будет смотреться на платке».

Этому творческому процессу предшествует огромный труд. Ведь пуховый платок начинается с козы. В феврале-марте её чешут гребнем.

Козы

Затем пух поступает к вязальщице. В пухе много пыли, перхоти, волос, которые сразу же удаляются. Это самая утомительная работа. Потом пух стирают, сушат, дважды чешут на гребне. Настоящая вязальщица никогда не будет расчесывать пух «дралками» или на чесальной машине – меняется структура волокна, пух становится менее шелковистым, сечется. От этого снижается качество пряжи. Расчесанный на аккуратные кудельки пух начинают прясть, затем соединяют с хлопчатобумажной или шелковой нитью (тростят), и, наконец, соединенные нити скручивают (сучат). И вот клубки нитей готовы, можно и вязать.

Известные пуховязальщицы


Село Черкассы славится своими пуховницами. Почти в каждом сельском доме вяжут пуховые платки.

Стрельникова Д. А.

Стрельникова Дарья Андреевна

Дарье Андреевне Стрельниковой за 80. Вяжет она с 12 лет. Этому ремеслу её научила мама. С 1960 года она работала пуховницей в черкасской пухартели. За годы своей работы Дарья Андреевна не только выполняла план, но и  участвовала в различных конкурсах. Ее изделия получали высокую оценку. Дарья Андреевна награждена  многими почётными грамотами. С 1970 года она стала начальником Черкасской артели. До ухода на пенсию Дарья  Андреевна передавала секреты мастерства молодым. В семье Стрельниковых владеют пуховязанием и дочки и внучки  Дарьи Андреевны.

 Зайцева Надежда Александровна

Зайцева Н. А.

Из воспоминаний Зайцевой Надежды Александровны: «Вязать меня научила мама, когда мне исполнилось 9 лет. Сначала вязала шарфы и шапочки для кукол, потом стала помогать маме вязать каймы и пуховые платки. Сейчас вяжу палантины и паутинки, учу вязать свою дочку Любу, которой это занятие очень нравится».

Гомонова Н.А.

Гомонова Н.А. - учитель, сейчас на пенсии. Всю жизнь увлечена вязанием пуховых платков, палантинов, паутинок. Сегодня помогают пуховницам машины:

Машина Машинка для чески  Машинка для чески

 Три года назад в Черкасской школе стали обучать пуховязанию на уроках технологии. С пятого класса девочки учатся вязать «глухое» полотно, которое составляет середину платка. Освоив зубчики, юные вязальщицы приступают к изучению различных узоров. Уже в десятом классе девочки вяжут пуховый платок вручную. В одиннадцатом классе девушки изучают технологию прядения пуха. Юные вязальщицы являются продолжателями народного художественного промысла. Искусство пуховязания в селе Черкассы не стареет.

  Урок технологии в 11 классеУрок технологии в 11 классе Урок технологии в 11 классе